Об исторической памяти

У коров очень короткая и довольно жутковатая жизнь:

  • Их принуждают рожать каждый год, по жесткому графику (компьютеры очень помогают, кстати)
  • После этого их нещадно доят, повышая производительность до запредельного уровня с помощью спецкормов.
  • Когда через 3-5 лет организм изнашивается, их отправляют на бойню

Но коровы совершенно не против: они не знают другой жизни и не обладают исторической памятью, т.е. не знают, что случилось с их предками. У них есть только своя, личная, коровья, память.

А вот у нас – людей – историческая память есть. И ее механизм прост: это все, что мы прочитали, узнали от людей, которые были до нас. И наличие или отсутствие этой памяти влияет на то, поведут ли нас опять на бойню.

Это была присказка.

А теперь – история о том, как я обнаружил у себя беспамятство. И как лечился от него.

Для пущей ясности в этом тексте я специально сосредоточился только на одной стране – Польше, чтобы не распыляться. А так-то можно поговорить о многих других, даже о забытой богом Туве.

В 1992 году я оказался впервые в жизни за границей. И прямо в Оксфорде. На всю жизнь запомнилось впечатление одного из первых дней: я попал в «комнату отдыха» Мертон-колледжа, в эдакий внутренний «паб для своих». Собрались ребята-аспиранты из восточно-европейских стран. Для меня это был реально первый серьезный разговор с людьми «не из СССР», ведь я только что вырвался из-за «занавеса». Это было как попасть на другую планету. Все было так необычно и так здорово! И тут – шок: прямо во время разговора девочка из Польши почти бросилась на меня с кулаками, как только узнала, что я – русский. Это был совершенно неожиданный для меня уровень агрессии. Я же весь был такой белый и пушистый, воспитанный в СССР в духе реального интернационализма: ведь для меня поляки были друзья-братья! Я реально не понимал, что происходит, и лишь с ужасом смотрел, как ее почти оттаскивали от меня.

А причина была проста: моя «историческая память» знала только один миф: «мы освободили Польшу от фашистского ига». Все было просто и понятно. Чего возмущаться-то?

Это потом я узнал о том, что мы сделали с ее страною до и после «освобождения». Началось с того, что я случайно узнал, как мы проводили совместный парад в Бресте после того, как немцы выбили из крепости польских защитников в 39м. Меня же в детстве учили, что были только героические защитники Брестской крепости образца 41 года (улыбнуло: немцы попали дважды на штурм одной и той же крепости!). Я начал много и запоем читать и восстанавливать память. Было довольно больно и стыдно. Так я в деталях узнал, как мы напару с Гитлером разделили Польшу в 39м. А потом я узнал про Катынь. Но сначала я долго путался в названиях: Хатынь/Катынь, пока до меня не дошло, что советская пропаганда специально выбрала в качестве НАШЕЙ деревни-героя созвучную деревню Хатынь (хотя в Белоруссии были сотни сожженых деревень), чтобы все забыли про Катынь. Т.е. трупами Хатыни закидали трупы Катыни. Поляки, кстати, сняли фильм Катынь. Сколько из вас его видело? Думаю, доли процента. А потом я узнал, что поляки – лидеры по доле репрессированного населения в СССР в мясорубке тридцатых. Видимо, Сталин мстил им за неудавшийся захват Польши в 1920м году, в котором он участвовал лично. А на днях я узнал (и это – в 51 год, что реально стыдно) про резню в Волыни – один из самых диких эпизодов войны, когда на глазах у немцев украинцы вырезали поляков, а потом поляки – украинцев. Под две сотни тысяч изрубленных топорами трупов по всей Волыни. Конечно, поляки сняли фильм, как обычно, с лаконичным названием: Волынь. Я понимал, что там будет показано, но заставил себя его вчера посмотреть. У меня огромный телеэкран, так что получилось вполне впечатляюще. В фильме, по сути, предо мною в очередной раз была разложена простая «шпаргалка для тирана»:

  • Внедри в обществе патриотизм. Церковь – идеальный инструмент
  • Потом демонизируй врага. Слухи о распятых детях и женщинах работают безотказно
  • Потом дай в руки винтовку (или топор, если средства ограничены), и отправляй убивать.

И, конечно, очень важно, чтобы те, кого так обработают, НЕ ЗНАЛИ о тех, кто уже прошел через такую бойню раньше.

Очень похоже на коров, да?

Так что с интересом наблюдаю, как мы исполняем второй буллет программы сейчас по отношению к той же Украине: можно ли было представить лет 5 назад, что русские будут на полном серьезе рассуждать про фашистов-украинцев?

А тут на днях Максим Шевченко выложил пост на Эхе Москвы про «поляков, которые воевали за фашистов«. Дай бог долгих лет жизни Марку Солонину, который внятно ответил на него. И по следам которого я посмотрел фильм «Волынь». Чтобы вспомнить все.

Оставьте комментарий